СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ

21750495
Сьогодні
Вчора
На цьому тижні
Цього місяця
Попереднього
Загалом
564
12718
50143
249036
281538
21750495

Ваша ІР адреса: 172.20.0.6
2024-04-20 01:37

Календар

Квітень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Історія освіти

Черноморское штурманское училище Друк E-mail

Основание и развитие Николаева с самого начала было ориентировано, помимо создания здесь центра управления Черноморским флотом и крупнейшей базы военного судостроения, также и на размещение учебных заведений, призванных готовить кадры для самого флота.

Еще до переезда конторы Черноморского адмиралтейского правления из Херсона в Николаев было решено перевести сюда созданный в Херсоне не позднее 1792 года Черноморский кадетский корпус, который разместить в специально построенном для этого здании. Председатель правления вице-адмирал Николай Семенович Мордвинов доносил генерал-губернатору Екатеринославскому и Таврическому Платону Александровичу Зубову 3 апреля 1793 года из Николаева: "Столь полезное и важное здание обязывает меня принимать все меры к созиданию оного из лучших веществ; желал бы слить оное из единого камня: храм наук на брегах стоящий Буга достоин твердость получить гранита и дальнейшим потомкам являться целым и невредимым вещателем щедрот и премудрости Великой Екатерины; место открыто со всех сторон, с коего при первом взгляде на город благоговением поражать будет" (51).

Через два года здание, обошедшееся в 300 тысяч рублей, было построено, и в апреле 1795 года последовало распоряжение: "Перевесть в Николаев кадетский корпус и расположить тамо в приготовленном для оного строении, предоставив сие попечение и распоряжение капитану 1-го ранга Языкову" (52). Здание кадетского корпуса на 360 человек с необходимыми хозяйственными постройками располагалось на Адмиральской улице, против Малой Морской. Впрочем, оно оказалось отнюдь не внушительным, каким его обещал построить вице-адмирал Н.С.Мордвинов. Не исключено, правда, что непосредственным автором столь витиеватого послания к князю Зубову являлся Семен Семенович Бобров, поэт-дидактик, служивший в это время в канцелярии вице-адмирала.

В год перемещения кадетского корпуса в Николаев состоялся очередной выпуск во флот гардемаринов - всего 21 человек, а в следующем, 1796 году, - 26 человек.

Однако со смертью Екатерины II и вступлением на престол Павла I взгляд на значение и роль Черноморского флота изменился. Комитет образования при Адмиралтейской коллегии признал, что достаточно иметь один кадетский корпус в Петербурге, а в освобождающемся здании было решено разместить переводом из Херсона штурманское училище и училище корабельной архитектуры.

Новые штаты этих учебных заведений были утверждены 20 августа 1798 года. Училище корабельной архитектуры, расположенное в одном здании со штурманским училищем, просуществовало в Николаеве недолго - до 1803 года. Что же касается штурманского училища, то в начале 1801 года при штатном числе учеников в 271 человек в нем насчитывалось таковых 395 человек, в том числе гардемаринов, оставшихся от кадетского корпуса, - 68 и вновь поступивших в комплекте - 8, сверх комплекта - 16; кадетов в комплекте - 35, сверх комплекта - 45; штурманских учеников в первом классе – 55, во втором - 103, третьем - 65 (полагалось же по штату: в первом классе - 95, во втором - 100, в третьем - 76). Разница между штатным расписанием и реальным положением объясняется не только числом принятых сверх "комплекта", но и постоянно изменяемым количеством самих штурманских учеников.

Педагогический состав училища насчитывал 14 учителей, не считая директора - из флагманов и помощника - капитана 1-го ранга из старослужащих во флоте.

В училище принимались дети служащих, как дворян, так и разночинцев, в возрасте с 9 лет. Курс обучения был рассчитан на 8 лет. Преподавались предметы: правописание, арифметика, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая, навигация, астрономия, геодезия, эволюция (маневрирование), пользование морскими картами и инструментами, английский язык, рисование и черчение планов.

Первым начальником штурманской школы стал капитан 1-го ранга Иван Тихонович Овин, одновременно исполнявший обязанности капитана над портом. При адмирале графе Марке Ивановиче Войновиче, бывшем директором училища с 1802 по 1805 год, при училище была устроена типография, основана библиотека, а также пополнено число физических и астрономических инструментов. Для проведения практических занятий на училищном дворе был сооружен учебный фрегат "Денница". С целью поощрения примерных учеников и наказания нерадивых были введены так называемые Золотая и Черная памятные книги. В первую заносились имена учеников, "отличных по научным успехам, благородного поведения, послушания и примерной опрятности"; во вторую те, которые, "быв долгое время в училище, выделялись леностью, неблагопристойностью и неисправимостью поведения". Последние подлежали исключению из училища с определением по Высочайшему повелению в солдаты, юнги или матросы.

После почтенного адмирала М.И.Войновича директорами Черноморского штурманского училища были: вице-адмирал Николай Львович Языков - с 1805 по 1808 год, позднее - Главный командир Черноморского флота и портов (1811-1816), далее - вице-адмирал Семен Афанасьевич Пустошкин - с 1808 по 1810, позднее - полный адмирал; отличившийся при штурме Измаила генерал-майор Иван Григорьевич Бардака - с 1810 по 1821 год, а также капитан 1-го ранга Пантелей (Панаго) Анастасьевич Адамопуло - с 1823 года.

В 1805 году в Черноморском штурманском училище происходят перемены. Число штатных учеников в нем уменьшилось до 150 человек, а сумма, отпущенная на содержание, увеличилась с 29770 рублей 28 копеек ассигнациями до 35542 рубля 80 копеек ассигнациями, не считая денег на питание - по 12 копеек на ученика в день. К прежним учебным предметам добавились: Закон Божий, грамматика, риторика, логика, география, история, алгебра, высшая математика, гидравлика, начала физики, языки: французский, итальянский, турецкий (английский язык исключен). Позднее турецкий язык заменен греческим, а затем английским.

В училище стали принимать только обер-офицерских (начиная с майора) детей всех ведомств. В случае недобора разрешалось брать учеников из бывших тогда в Николаеве артиллерийского и флотского училищ.

Каждое лето старшие ученики (кадеты) и гардемарины отправлялись в учебное плавание по Черноморским портам на фрегате "Счастливый", корвете "Святой Павел", бриге "Орфей", шлюпе "Диана", бригантине "Михаил", а отдельные гардемарины и на крейсерство в Черном море на фрегате "Минерва" и бриге "Мингрелия".

Гардемарины, окончившие курс наук и успешно проведшие на море три кампании, по особому экзамену в количестве 7-8 человек производились в мичманы и поступали на суда морского флота. Остальные гардемарины и кадеты, отлично окончившие курс, выпускались штурманскими помощниками 14 класса; окончившие с хорошими показателями - штурманскими помощниками унтер-офицерского (сержантского) чина. Выпускные экзамены гардемаринам производил особый комитет штурманского училища.

В 1819 году сумма, отведенная на содержание училища, была увеличена до 51329 26 копеек ассигнациями, а в 1823 году - до 55466 рублей 44 копейки ассигнациями. С 1819 года на питание каждого воспитанника в день отпускалось 27 копеек ассигнациями или 7 и 5/8 копеек серебром.

Все офицеры, чиновники и преподаватели училища проживали в наемных квартирах, на получаемое для этого особое денежное квартирное довольствие.

В 1820 году для училища было построено на мысе Порохового погреба новое двухэтажное здание с бельведером, пригодным для астрономических наблюдений. Одно их красивейших в городе, здание выглядело весьма эффектно, особенно со стороны бульвара.

В июне 1826 года, при директоре училища П.А.Адамопуло и Главном командире Черноморского флота и портов тогда вице-адмирале Алексее Самуиловиче Грейге, по повелению Николая I Черноморское штурманское училище было переименовано в Черноморскую штурманскую роту. Во многом штурманская рота продолжила традиции штурманского училища. Тем не менее, это предмет, требующий особого разговора.

Среди состава преподавателей штурманского училища следует отметить профессора математики Прохора Игнатьевича Суворова. Человек весьма эрудированный, знавший семь языков, он добивался глубоких знаний своего предмета. Математику его ученики знали лучше, чем другие дисциплины. Этот же предмет в училище преподавали также Иван Иванович Жданов и Иван Андреевич Борисов. По инициативе последнего в 1802 году в училище была создана театральная сцена. На представления, даваемые воспитанниками, приглашалась и городская публика. В 1804 году И.А.Борисов был уволен со службы, с его уходом, вероятно, прекратились и училищные театральные вечера.

В период между 1806 и 1811 годами Закон Божий, логику и риторику в училище преподавал протоиерей Димитрий (Даниил) Сулима, будущий автор русско-молдавского букваря, действительный член Одесского общества истории и древностей со дня его основания.

Географию и учебную практику в училище вел выпускник училища лейтенант Семен Акимович Генбачев.

Историю и греческий язык преподавал приехавший в Николаев вместе с другими переселенцами Андреас (Андрей Эмануилович) Аркас. Здесь, в Николаеве, он занял должность преподавателя. Четверо его сыновей стали моряками: Захар - генерал-майор, с 1826 по 1832 год исполнявший должность смотрителя Черноморской штурманской роты в Николаеве, член Одесского общества истории и древностей. Николай - генерал-адъютант, адмирал, Главный командир Черноморского флота и портов. Несомненно, что и двое других сыновей А.Э. Аркаса, Дмитрий и Иван, достигли бы служебных вершин, если бы не их ранняя смерть. Выпускники Черноморского штурманского училища, они скончались: Дмитрий - в 1826 году, будучи лейтенантом; Иван - в 1838 году капитан-лейтенантом, награжденный за 18 морских кампаний орденом Святого Георгия 4-й степени.

Выпускником штурманского училища является Александр Иванович Казарский, в дальнейшем капитан-лейтенант, командир легендарного брига "Меркурий". Это же училище окончили: корпуса корабельных инженеров генерал-лейтенант Степан Иванович Чернявский, строитель кораблей, в том числе и в Николаеве, председатель кораблестроительного отделения Морского технического комитета; Егор Павлович Манганари, генерал-майор, много сделавший для составления "Полного атласа Черного и Азовского морей", изданного в Николаеве в 1842 году Черноморским гидрографическим депо; переводчик книги «Практическая астрономия», капитан-лейтенант, инспектор классов Черноморской штурманской роты Петр Тимофеевич Сизов; полковник, начальник портовых рот в Николаеве Матвей Иванович Григораш. Это только немногие из списка выпускников, прославивших Русский флот и свое училище.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.98-102.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 12:57
Становление и характер специального образования Друк E-mail

Становление и характер специального образования, а также просвещения на Николаевщине определялось стратегическими и экономическими целями утверждения региона как крупнейшего военно-морского и промышленного центра, в первую очередь судостроения. Это относится прежде всего к Николаеву. Город складывается как флотский, военный. Уже в 1795 году вместе с конторой Главного командира Черноморского флота сюда были перемещены из Херсона морское артиллерийское училище и морской кадетский корпус. Последний в 1798 году был преобразован в Черноморское штурманское училище, которое в дальнейшем, в 1826 году, становится Черноморской штурманской ротой.

Строителей военных парусных кораблей готовило открытое в Херсоне в 1798 году и переведенное в Николаев в 1800 году училище корабельной архитектуры. Но просуществовало оно в Николаеве недолго - в 1803 году было расформировано.

Морское артиллерийское училище функционировало в Николаеве до 1837 года. Затем в качестве Первой учебной роты оно вошло в состав Второго учебного морского экипажа.

В 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия младших офицеров для флота готовила школа флотских юнкеров, преобразованная затем в гардемаринскую роту и, наконец, ставшая ротой флотских кадет. В 70-х - начале 80-х годов в Николаеве действовали Морские юнкерские классы.

В других городах данного региона военных училищ не было, за исключением разве созданного в 1856 году в Вознесенске училища на 250 учеников - для приготовления писарей в войско сухопутного ведомства. Позднее училище было переведено в Новогеоргиевск, где размещено в здании упраздненного госпиталя.

По числу расположенных здесь военно-морских учебных заведений Николаев значительно превосходил другие приморские города - Севастополь, Одессу, Херсон. При этом вплоть до 60-х годов XIX века эти учебные заведения в известной степени заменяли гражданские. Сюда принимались совсем мальчики, и далеко не все они в дальнейшем попадали на флот. Трудности и превратности морской службы оказывались им не по плечу, мешало состояние здоровья. Были и другие причины, приводившие к так называемому отсеву.

Уровень же преподавания здесь, в том числе и по общеобразовательным предметам, был достаточно высок, что в дальнейшем позволяло бывшим кадетам продолжать учебу в гражданских учебных заведениях.

Основанное в Николаеве в 1807 году и просуществовавшее до 1852 года, флотское училище, а также открытое в 1827 году и действовавшее вплоть до революции 1917 года училище для дочерей нижних чинов Черноморского флота давали, помимо практических знаний, также и начальное образование.

Что же касается учебных заведений общеобразовательного характера, то здесь Николаевское военное губернаторство значительно отстает от таких городов, как Херсон, Одесса. Так, уже в 1813 году в Херсоне было открыто уездное начальное училище, в 1815 году - губернская мужская гимназия. В 1817 (по новому стилю 7 января 1818) года в Одессе был открыт Ришельевский лицей. В Николаеве же первое начальное учебное заведение - одноклассное приходское училище было открыто только в октябре 1827 года. С отделением для девочек, оно было рассчитано на 25 человек. Первая же в городе школа Министерства народного образования была открыта 7 января 1833 года. Это было мужское, с тремя учебными классами, то есть помещениями, уездное училище. Размещалось оно в специально купленном для него доме по Никольской улице, 13, на том месте, где в дальнейшем будет открыто реальное училище. Через десять лет, 31 октября 1843 года, открывается и городское девичье одноклассное училище.

Поражение России в Крымской войне не могло не отразиться на судьбе города. России было запрещено иметь в Черном море мощный военный флот, точнее,- восстанавливать его. Да и сам флот стал называться скромнее - флотилией. Число морских военных специалистов стало превышать потребности. Кроме того, как выяснилось, не оправдалась сама идея готовить кадры для морской службы с детского возраста, когда еще не обозначилось призвание к таковой, к тяжкому морскому делу. Но именно на базе утратившей свою роль Черноморской штурманской роты 14 ноября 1862 года в Николаеве открывается первая мужская классическая гимназия.

Всего же на сорок тысяч населения в Николаеве на 15 сентября 1863 года насчитывалось в системе народного образования 13 учебных заведений, из них 8 частных. Это мужское уездное училище, где обучалось 54 человека, два мужских приходских училища с общим числом учащихся 30 человек и городское девичье училище, где обучалось 124 человека. Число учащихся в мужской гимназии составляло 286 человек. В пяти частных пансионах насчитывалось 104 воспитанника, три частные школы посещали 103 человека. Обучение во всех случаях было платным и составляло от 60 до 80 рублей в год.

Социальные и экономические реформы 60-х годов существенно меняют характер жизни самого Николаева. Город обретает новые черты. 1 июня 1862 года здесь был открыт коммерческий порт для иностранных судов. В 1871 году было снято запрещение иметь России в Черном море военный флот, восстановлена должность Главного командира Черноморского флота.

Наряду с развитием промышленности, военного судостроения, торговли, ростом населения (в 1880 году в Николаеве проживает уже 70 тысяч человек, а в 1912 году - 106 тысяч человек), в городе увеличивается и число учебных заведений, различных как по уровню обучения, так и профессиональной направленности.

Правда, не все проекты, особенно масштабные, удавалось воплотить в жизнь. Тогдашний Главный командир Николаевского порта и военный губернатор Николаева Богдан Александрович Глазенап выступил с предложением об учреждении в Николаеве для всего Южного края Новороссийского университета, тем более, что после закрытия военных учебных заведений, уменьшения числа войск освободились здания, которые можно было бы использовать для университетских аудиторий.

Предложение вице-адмирала было первоначально поддержано Александром II и министром внутренних дел П.А.Валуевым. Однако в дальнейшем было решено открыть университет не в Николаеве, а в Одессе. Новороссийский университет был основан в 1865 году и имел три факультета: историко-филологический, юридический и физико-математический. В 1900 году к ним прибавился медицинский факультет.

Не поддержанный с идеей университета, Б.А.Глазенап выдвигает проект создания в Николаеве политехнического института с шестью отделениями: механико-техническим, строительно-инженерным, судостроительным, химико-технологическим и сельскохозяйственным. В этом с ним солидаризировались земские учреждения не только Херсонщины, но и ряда соседних губерний. Земцы обещали политехническому институту материальную помощь. Но и здесь Б.А.Глазенап оказался в меньшинстве.

Стремление России поддержать национально-освободительное движение на Балканах привело к созданию в Николаеве Южнославянского мужского пансиона, в нем проживали на всем готовом выходцы из Болгарии, а также Черногории, Сербии, Боснии,обучавшиеся в гимназии, а позже и в реальном училище.

28 октября 1873 года на основе третьего - пятого реальных классов мужской гимназии было открыто реальное училище. Александровским оно стало называться с 30 октября 1874 года, после посещения его 27 августа 1874 года Александром II.

Через восемь лет после открытия мужской гимназии в Николаеве появляется и женская. Последняя была открыта 20 сентября 1870 года на основе созданного 26 июня 1863 года женского 1-го разряда   4-классного училища. 16 марта 1864 года это училище получило наименование Мариинского, то есть взято под покровительство "Учреждения императрицы Марии". Это же название было сохранено и для гимназии.

14 ноября 1871 года в Николаеве была учреждена учительская семинария, готовящая учителей для начальных школ. Однако, не просуществовав и года, она была переведена в Херсон. Но на Николаевщине все-таки действовала учительская семинария. Она была открыта в 1874 году в Новом Буге.

Весьма запутанной получилась история со Вторыми женскими гимназиями. Именно вторыми, ибо в разное время таковыми в Николаеве именовались разные гимназии. В первый раз Вторая, так называемая общественная, гимназия Марии Карловны Панферовой была открыта 1 октября 1878 года и просуществовала до середины 80-х годов.

Во второй раз Вторая женская гимназия открывается в Николаеве 15 августа 1898 года.

Что же касается Второй мужской гимназии, то она была открыта только спустя 50 лет после первой - 14 сентября 1913 года первоначально как городская (Таврическая улица, № 1). Однако скоро выяснилось, что городская дума не в состоянии выплатить 30 тысяч на ее содержание, и в мае 1914 года гимназия была принята в ведение Министерства народного просвещения. С конца августа 1814 года она обретает и новое помещение (Адмиральская, № 28).

К этому времени в городе существовало и несколько частных гимназий. Это классическая мужская гимназия Г.И.Веревского (Никольская, № 65, затем Адмиральская, № 26), мужская гимназия В.В.Метельского (угол Большой Морской и Спасской), мужская гимназия домашнего учителя И.П.Березовского (Соборная, № 6/2), женская гимназия С.Г.Зиновой, бывшая В.Г.Штукенберг (Большая Морская. № 6/2), женская гимназия "окончившей высшие женские курсы" Р.С. Рабинович (Фалеевская, № 7/2) и другие. Не следует, однако, идеализировать постановку учебного дела в гимназиях, особенно женских и тем более частных. Фельетонист "Николаевской газеты" Т.Г.Козловский, скрывший свое имя под псевдонимом "Беда-проповедник", иронизировал по поводу открытия в августе 1907 года сразу двух частных гимназий на правах казенных: "Пожалуйте, господа! Будем ли хорошо учить, не ручаемся, но будьте спокойны, права получите!"

Из профессиональных николаевских средних учебных заведений следует прежде всего выделить основанное 1 июля 1894 года железнодорожное техническое училище (Пушкинская, № 1), а также среднее механико-техническое училище, открытое 1 июля 1902 года и перешедшее в 1904 году в собственное здание (Кузнечная, № 3). При морском госпитале 9 марта 1875 года начинает действовать фельдшерская школа, а при городской больнице 14 октября 1904 года -фельдшерское училище (с 1913 года в своем, построенном по проекту А.И.Дмитриева здании по 1 - й Экипажской). 9 декабря 1903 года открыто мужское коммерческое училище имени С.Ю.Витте (Таврическая, № 12, угол Артиллерийской). Существовало также специальное женское коммерческое училище (Потемкинская, № 33, угол Пушкинской), плата за обучение в котором в зависимости от класса составляла от 85 до 125 рублей в год.

Кадры для коммерческого флота - шкиперов и штурманов каботажного плавания готовил открытый 3 декабря 1867 года мореходный класс, преобразованный в мае 1902 года в Двухклассную морскую школу.

Что же касается средних учебных заведений, то их, включая учительский институт, насчитывалось в марте 1917 года одиннадцать. Прием в средние учебные заведения на все виды обучения, независимо от года, класса осуществлялся путем вступительных экзаменов. В городе была широко распространена система домашнего обучения, репетиторства, цель которых - подготовить для поступления в то или иное заведение на открывающиеся вакантные места. Для этого существовали также специальные частные училища. Например, училище Маршака (угол Черниговской и Херсонской, № 37), которое, как сказано в газетном объявлении, "готовит в гимназии, реальные и коммерческие городские училища"; училище Д.А.Черни-Айзман (Малая Морская. № 12), элементарная подготовительная школа С.И. и А.И. Ильиных (Католическая, № 3) и другие.

Самым распространенным типом начального, собственно народного обучения являлись народные школы грамотности. Первая из них была открыта в Николаеве 8 января 1863 года. К 1 января 1882 года таких школ насчитывалось пятнадцать. Обучение в этих школах велось с семилетнего возраста по программе, утвержденной для начальных народных училищ, а именно: Закон Божий - Повседневные молитвы. Священная история Ветхого Завета. Объяснение Символа Веры и десяти заповедей. Ознакомление с церковным богослужением. По русскому языку требовалось чтение церковной и гражданской печати, а также умение писать. Требовалось также овладение четырьмя правилами арифметики с приложением к этому понятия о дробях. В программу входило также церковное пение.

Плата за обучение колебалась от 2 рублей 40 копеек до 3 рублей 60 копеек в год. Одна четвертая часть, составленная из особо нуждающихся учащихся, освобождалась от платы. Бесплатной была школа, принадлежащая Союзу русского народа (Рыбная, № 65).

Позднее народные школы стали называться начальными училищами. Расположены они были главным образом на городских окраинах, в приспособленных помещениях. Количество учителей в них равнялось первоначальному числу учебных помещений, даже если открывались параллельные отделения. Сами учителя, как правило, проживали здесь же, непосредственно при школе. Срок обучения в одноклассных школах (училищах) составлял два - три года, в двухклассных - соответственно четыре или пять лет. Трехклассные (а также четырех, пяти, шестиклассные) школы были рассчитаны на шестилетний срок обучения.

В 1880 году в Николаеве насчитывалось 11 одноклассных и 6 двухклассных школ грамотности, в которых обучались 571 мальчик и 349 девочек. Успеваемость была невысокой - от 47% до 85%. Практически лишь немногим удавалось даже дойти до выпускных экзаменов. Таковых в 1880 году оказалось всего 43. Из них свидетельство об окончании школы получили 24 человека, 19 человек были оставлены еще на один год.

Сами начальные школы первоначально принадлежали либо городу, либо Министерству народного образования. Первые подчинялись городской думе и управлялись училищной комиссией при городском управлении. Находились они на бюджете думы, которая тратила на их содержание в среднем 2,5% от собственных доходов. Кроме них, с 1871 года существовали начальные школы Комитета школ грамотности под председательством директора мужской гимназии. Субсидировались они Министерством народного просвещения.

16 марта 1912 года школы Николаевского комитета грамотности перешли в ведение города. В свою очередь Министерство народного просвещения обязывалось продолжать выплачивать на содержание бывших школ Комитета грамотности прежде ассигнуемые суммы, а также продолжать оказывать помощь низшему народному образованию в виде субсидий на жалование учителей, содержание самих школ, школьное строительство.

В 1904 году в Николаеве насчитывалось 5 городских училищ и 14 школ комитета грамотности. Позднее их общее число доходило до сорока.

Несколько училищ носили имена писателей. Это Гоголевское городское начальное училище, открытое в 1882 году (Спасско-Вок-зальное шоссе, 63); Пушкинское училище (Никольская, 61), существовавшее с 1883 года; Ломоносовское училище, открытое в 1899 году (Аптекарская, 10). В том же 1899 году было открыто Лермонтовское народное училище (Сенная площадь). Наконец, 1 января 1903 года начало действовать городское начальное училище имени В.А. Жуковского (3-я Слободская, 79).

По данным на 1907 год в Гоголевском училище обучалось 161 человек при четырех учительницах; в Пушкинском - 110 человек, которых обучали три учительницы; в Ломоносовском - 288 человек и соответственно шесть учительниц; в Лермонтовском - 405 человек при девяти учительницах; в училище имени Жуковского - 186 человек при четырех учительницах, не считая преподавателей Закона Божьего и учителей пения. Последние, как правило, преподавали не в одной, а в нескольких школах.

В 1912 году на основании правительственного распоряжения на базе одноклассных начальных училищ стали создаваться так называемые высшие начальные училища с четырехлетним сроком обучения и значительно расширенной учебной программой. Одновременно в Одесском учебном округе, куда входил Николаев, было принято решение о переходе ко всеобщему начальному образованию, которое, однако, из-за материальных причин так и не было реализовано. Но именно во исполнение этого решения в Николаеве 27 октября 1913 года в помещении бывшего садоводства купца Е.А.Берга "Бельвю" по улице Никольской, №12 был открыт трехгодичный учительский институт, а при нем высшее городское начальное училище. Институт, находящийся на государственном обучении, готовил учителей по двум, трем и более предметам для начальной школы: городских, уездных и для высших народных училищ.

Начальное образование давали также и находящиеся при церковных приходах обычно одноклассные школы с трехгодичным сроком обучения. Заведовали этими школами настоятели церквей. Таких школ было в Николаеве больше десяти. Плата за обучение в них была от трех до пятнадцати рублей в год. Дети беднейших прихожан от платы освобождались.

Существовали, разумеется, и частные начальные училища, числом более тридцати, из которых половина - еврейских. Функционировали и частные еврейские хедеры - религиозные школы для мальчиков, где под руководством меламедов изучался исключительно еврейский закон. Всего, скажем, в 1903 году последних в Николаеве насчитывалось 27 и обучалось в них 422 человека.

Наконец, в Николаеве действовали также и сугубо профессиональные начальные школы. Это основанная 25 июня 1862 года Портовая ремесленная школа (угол Садовой и Никольской); школа при Черноморском механическом и котельном заводе (здание завода), открытая 1 июня 1900 года; Вечерние и воскресные классы при Техническом обществе - с февраля 1895 года (Соборная, №18); Низшая ремесленная школа при Среднем механико-техническом училище (Кузнечная, №3); частные профессиональные училища Ф.С.Вулих (Никольская, №35, угол Черниговской), С.Г.Зиновой (Большая Морская, №9) и другие.

Однако при всем этом состояние профессионального образования и просвещения на Николаевщине было не столь обнадеживающим, как это может показаться на основании перечисления существовавших здесь в XIX - начале XX веков учебных заведений.

По официальным данным на 27 апреля 1875 года в Николаеве, насчитывающем тогда 60328 жителей, безграмотных было 65,2%, то есть из 100 мужчин не умели читать и писать 61 человек, а на 100 женщин безграмотных насчитывалось 73 человека.

В губернаторстве (50), где проживало 80805 человек, процент безграмотных был, естественно, выше - 73%. При этом из 27% грамотных жителей губернаторства половина вообще не окончила какого-либо учебного заведения.

На это время в городе Николаеве насчитывалось учителей, состоящих на службе, 46 человек, домашних - 177 человек (из них женщин соответственно - 7 и 101). Гувернанток было 8, бонн - 5. (Для сравнения приведем количество прислуги, которой в городе насчитывалось 4088 человек, а во всем губернаторстве 5086 человек, кухарок было 53, дворников – 109, сторожей - 305, прачек - 294). Общее же число учителей, состоящих на службе в губернаторстве, в 1875 году составляло 56 человек.

Положение мало изменилось к 1908 году, когда, по данным "Николаевской газеты" от 13 мая 1908 года, в городе безграмотных мужчин было 45%, а женщин - 68%. Это примерно столько же, сколько в Херсоне и в Елисаветграде. Разница в десятых долях процентов и в отношении мужчин не в пользу Николаева. Несколько ниже процент безграмотных был в Одессе, соответственно - 40% и 60%. И это в крупных городах, в небольших, тем более селах, положение было намного хуже. Тем значительнее роль провинциальных, в основном небольших учебных заведений, таких как городское четырехклассное училище, мужская и женская гимназии в Вознесенске, Очаковское городское высшее начальное училище и Куцурубская (пригород Очакова) народная городская школа. Березнеговатское начальное высшее училище, двухклассное Министерства народного образования училище в Новом Буге и некоторые другие.

В заключение, об учительском жаловании. Директора гимназий и учителя за свои 20-24 часа в неделю получали от 750 до 1500 рублей в год. Совсем другим было положение тех, которых, собственно, и принято было называть народными учителями. Именно о них говорил на заседании городской думы 1 августа 1880 года тогда член управы, в дальнейшем - городской голова В.А.Даценко: "Наши учительницы получают в среднем 13 рублей месячного оклада, а их помощницы от 7 до 10, что, пожалуй, ниже платы женской прислуги, так как последняя, помимо известного жалования, получает и стол, и квартиру, словом, все готовое, а помощница учительницы получает каких-либо 7-8 рублей и более ничего, а кому же не известно, что половину этого оклада, при наших убийственных путях сообщения, ей нужно тратить на одну обувь!"

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.88-98.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 12:53